В стороне от дорожек, протоптанных туристами, лежит один из самых богатых археологических памятников Святой земли — порт Акко. Под его переулками османской эпохи расположен нетронутый город крестоносцев, который постепенно раскапывается и открывается взору публики.
В 1291 году армия египетских мусульман взяла город и сровняла его с землёй. Нынешний Акко был построен турками в середине XVIII века, а прежнее поселение было давно погребено под слоем земли и песка, что и позволило ему сохраниться. «Это наши Помпеи», — говорит израильский археолог Элиэзер Штерн. Недавно раскопанный участок планируется открыть для публики в конце этого года. Сегодня старый Акко представляет собой живописный анклав, вдающийся в Средиземное море, в котором проживают 5 тыс. арабских граждан Израиля — в тесно прижавшихся друг к другу домах, которые сами по себе являются историческими артефактами. Большинство терпит нужду.
В 2001 году Акко стал первым израильским объектом, включённым в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но то ли из-за того, что город расположен вдали от традиционных туристических маршрутов на севере страны, то ли просто потому, что Иерусалим и Масада интереснее, Акко не слишком привлекает зевак. Например, в прошлом году Иерусалим посетили 2,5 млн иностранных туристов, а исторические места Акко — всего 440 тыс., причём вместе с местными путешественниками. В старом Акко — только одна гостиница, и в ней — 16 номеров.
Поселение существует по крайней мере 4 500 лет, но хоть какое-то значение оно приобрело только в 1104 году с приходом крестоносцев. При христианах Акко стал центром нелегальной торговли, городом солдат-монахов и европейских фракций, которые дрались друг с другом на улицах не хуже, чем в Генуе, Венеции и Пизе. Жили здесь и евреи, и мусульмане — и всё это на площади размером с два футбольных стадиона.
Посетивший Акко в 1216 году французский епископ Жак де Витри был потрясён. «Когда я вошёл в этот ужасный город и нашёл его исполненным бесчисленных позорных и злых деяний, мой ум смутился», — сообщал он в письме домой. По словам святого отца, туземцы были беззаветно преданы плотским удовольствиям, а убийства происходили сплошь и рядом. Епископ сравнил город с чудовищем о девяти головах, каждая из которых ведёт бой с другой.
Израильские раскопки начались всерьёз в 1990-х, и некоторые остатки того города, который знал де Витри, уже можно посетить — например, крепость госпитальеров (столовая с колоннадой, кладовые, подземелья — стены ещё хранят отверстия для кандалов) и подземный ход, прорытый их соперниками тамплиерами из своего замка в порт: многие воспользовались им, когда христианское владычество рухнуло.
Подводные исследования в гавани Акко обнаружили затонувшие укрепления и более двадцати погибших кораблей. Самый «свежий» вооружён пушками — напоминание о неудачной осаде, предпринятой Бонапартом в 1799 году. Рабочие сейчас занимаются одной из дамб Акко, которая была свидетелем атак не только Наполеона, но и египетского Ибрагим-паши, и соединённого британского, французского и австрийского флота. Найдены не только наполеоновские ядра, но и пирс эллинистической эпохи.
Сегодня Акко оброс новыми кварталами. В них живут 56 тыс. человек; две трети — евреи. Город одолел периоды межэтнической напряженности и насилия, связанного с бедностью и наркоторговлей. Теперь на улицах безопасно, и жители приветливы. Кажется, они начинают понимать, что прошлое — их основной ресурс..