В ночь на 3 января из именного оружия на 70-м году жизни застрелился вице-адмирал Устименко Юрий Гаврилович. Рак, операция, становилось все хуже. Ушел из жизни достойный адмирал, североморец. В 1991 году он возглавил поход на Север тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
В те времена президенты России и Украины делили флот, и судьба «Кузнецова» ждала незавидная – порезали бы на американские деньги новенький крейсер. Вот Устименко и прилетел в Крым.
Ночью крейсер вышел в море с одной третью офицерского и мичманского состава - внезапно, остальные две трети бы спущены на берег.
«Доедут до Севера на поезде раньше нас», – сказал адмирал.
"А самолеты? – спросили его. – Они сейчас в Саки". – "А эти сами долетят до Сафоново!" – адмирал действовал решительно, крейсер шел к Босфору на скорости 30 узлов.
Турки не препятствовали проходу, только восторженно кричали – так внушительно выглядел «Кузнецов». При проходе Босфора скорость сбросили до 20 и прошли. При входе в Средиземное море намотали на винты обрывки рыбацких сетей. Сбросили ход, спустили водолазов, и те ножами, вручную, перерезали сети, дали ход и пошли дальше.
Навстречу авианосец «Джордж Вашингтон» с полным охранением. Эти развернули полномасштабные учения – проводили атаки авиацией, корабли охранения маневрировали в опасной близости – «Кузнецов» не снижал ход, он шел вперед. Адмирал Устименко тогда вышел победителем, моряки с «Кузнецова» вышли победителями, флот России вышел победителем. 27 суток до базы. На Севере их встречали как героев.
А потом были 1994 год и «особое мнение» адмирала Устименко на военном совете Северного флота по поводу отправки в Чечню на войну североморской морской пехоты.
У адмирала было два возражения. Первое: флот не должен участвовать в войне с собственным народом. Второе: морская пехота должна захватывать побережье, а не город Грозный. «Вы отказываетесь выполнять приказание Верховного главнокомандующего?» – спросили его. «Я офицер и не могу не выполнить приказа! – ответил он. – Но речь на военном совете шла об особом мнении, и я его высказал».
Это был офицер с «мнением». Это ему запомнили, и он был назначен начальником ВСОК в Петербурге – Высшие специальные офицерские курсы.
В середине 90-х офицерам не платили зарплат и разруха царила везде.
Адмирал Устименко наладил работу ВСОК – начали выдавать денежное довольствие, наладилась учеба, защита диссертаций.
3 января не стало адмирала с «особым мнением». Жена вышла из дома провожать гостей, а он свел счеты с жизнью.
В посмертной записке он попросил развеять его прах над морем.
Вице-адмирал Устименко Юрий Гаврилович родился 19 мая 1944 года в пос.Владимире Приморского края. В 1967 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова. В 1973 — высшие специальные офицерские курсы ВМФ. В 1978 — Военно-морскую академию им. А.А. Гречко. Служил на различных должностях на Черноморском, Балтийском, Тихоокеанском и Северном флоте, прошел путь от командира боевой части до первого заместителя командующего Северным флотом. Командовал большими противолодочными кораблями «Прозорливый», «Таллин». В 19884-1987 — начальник штаба, командир 7-й оперативной эскадры кораблей Северного флота. С 1992 — 1-й заместитель командующего Северным флотом. В 1995 переведен в Санкт-петербург начальником Высших специальных классов ВМФ.Участник локальных войн и военных конфликтов в Египте, Анголе, Сомали, Йемене, Республике Сейшильские острова, Вьетнаме, Красном море, Персидском заливе. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, жетоном «За боевое траление», именным оружием, иностранными медалями. Доктор военных наук, профессор, почетный радист СССР, почетный работник морского флота СССР.
Вечная память. Ещё одним достойным ОФИЦЕРОМ стало меньше. История вписала его имя золотыми буквами, как бы этого ни хотелось верхам. Память будет светлой. Офицеры скорбят. Наступит время, имя увековечат!