Украина при всех своих социальных и политических проблемах имеет главное достоинство, которое превышает все ее (украинские) недостатки – отсутствие на территории страны проблемных регионов, в которых эти самые проблемы решаются через вооруженное насилие. Правда, воспринимается у нас это достижение как должное, приблизительно также, как здоровый человек относится к своему статусу «не инвалида». Однако, чтобы ценить мир у себя, вовсе не обязательно здесь устроить гражданские разборки, а посмотреть, что же творится в мире.
Бывший Союз
Начнем с нашего ближнего зарубежья, в частности с России. Вообще, гигантская странапо уровню бандитизма и специфической «вертикали власти» опасна не только для иностранцев, но и для своих же сограждан. Но все эти проблемы меркнут перед главной проблемой РФ – Кавказом. При этом речь идет не только о Чечне. Все семь республик (за исключением, пожалуй, анклавной Адыгеи) Северного Кавказа существуют в еженедельном кошмаре терактов. И если изначальная суть проблемы состояла в попытке отделения Чечни от Российской Федерации, в дальнейшем конфликт перешел на религиозную почву. Например, между ингушами и православными осетинами ненависти на порядок больше, нежели между теми же ингушами и русскими. А после окончания Второй чеченской войны, главным центром террористического региона стал Дагестан.
После зачисток в Дагестане
Зато на юго-западных границах Украина соседствует, пожалуй, с самой «теплой» «горячей точкой» планеты. По крайней мере, поездка в Приднестровье среднестатистическому украинцу сулит меньше приключений, нежели гостевой визит куда-то в глубинки. Самопровозглашенное русско-украинское (по этническому составу) Приднестровье, по сути, является 28 регионом Украины и к нашим соотечественникам там относятся, как к своим. Напомним, изначально конфликт в Приднестровье начался из-за языкового вопроса по насильственному насаждению молдавского языка в основном русскоязычном регионе. Завершилось все боевыми действиями летом 1992 года и вводом в регион российских войск генерала Александра Лебедя.
Традиционный для Приднестровья отдых всем двором
Вполне благосклонно к гражданам Украины относятся и в Закавказье, но опять же - со своими нюансами. Например, ставшие в последнее время нелегальными поездки украинцев в подконтрольную русскими Абхазию, кроме бытового дискомфорта, ничего опасного не несет. Любят украинцев и в этнической Грузии, но любят больше «по паспорту». Шататься в одиночестве по старым кварталам Тбилиси, и тем более, по грузинской провинции так же опасно, как регулярно прогуливаться по ночной Дарнице. Когда-то обязательно не повезет, к тому же, нужно помнить, что сама Грузия достаточно бедная страна, а значит, для любого туриста существуют угрозы нападения.
Куда более предрасположены к славянам в Армении, хотя опять же, ехать в Нагорный Карабах все же не стоит. Конфликт там заморожен, но сама территория республики (которая формально находится на территории Азербайджана) представляет собою сплошной минный полигон. Напомним, конфликт между двумя закавказскими республиками активно проходил в 1991-1994 годах, когда бывшая Нагорно-Карабахская автономная область, населенная преимущественно армянами (от того и автономная), с развалом Союза не возжелала жить в независимом Азербайджане. Сейчас конфликт полностью заморожен, но видимых путей его решения на данный момент не существует.
В Средней Азии сегодня ситуация значительно сложнее, нежели в странах Закавказья. За исключением Казахстана и в меньшей степени Туркмении, предпосылки к этническим и военным столкновениям существуют во всех остальных республиках региона. В Узбекистане Каримов контролирует практически всю республику, но систематические конфликты (при этом, вооруженные) возникают в «столице наркопроизводства» региона – Ферганской долине. Последние крупные беспорядки в Андижане произошли в 2005 году, когда исламистская группа террористов «Акромийлар» на несколько дней полностью захватила город. В результате уличных боев с правительственными войсками погибло, по меньшей мере, 2000 человек.
Киргизия стала центром этнических выступлений сравнительно недавно. Основное противостояние в стране происходит между югом (Ош, Джалал-Абад) и севером (Бишкек). Представители разных кланов постоянно меняли власть и президента под себя, в результате чего страна первой в истории Средней Азии (да и вообще, всей южной Азии) стала по форме правления парламентской республикой. Впрочем, беспорядков и социально-этнического напряжения от этого в стране не поубавилось, и ездить туда по-прежнему не безопасно.
Наиболее опасным в регионе остается Таджикистан. Формально, гражданская война в республике закончилась в 1997 году, когда исламисты и представители светской центральной власти, поддерживаемые Москвой, заключили перемирие. Однако пребывание в стране без жгучей надобности по-прежнему несет угрозу для жизни. Ряд районов в Горном Бадахшане контролируется боевиками-исламистами.
Типичный пейзаж Таджикистана
Арабский мир
Значительно проще перечислить страны, куда более-менее приемлемо поехать, нежели куда ехать не стоит. Сегодня относительную безопасность украинцам могут гарантировать только Марокко, ОАЭ и Кувейт. Во всех остальных странах существует своя специфика. Понятно, что туристические регионы Египта или Туниса более безопасны, а улицы того же Каира несут в себе значительно большую угрозу. Но даже в этом «горячем регионе» есть страны, куда вообще не стоит ехать без очень уж аргументированных причин – это в Алжир, Сирию, Ливию, Йемен и, конечно же, Ирак. В каждой из этих стран человеческая жизнь стоит несколько долларов, а ежедневные убийства десятков людей стали здесь обыденным явлением.
Забавы иракских мальчишек
Южная Азия
Начнем с Турции. Страна красивая, люди (если долго с ними не общаться) приветливые, а традиции там устойчивые. В том числе, и традиции этнических чисток, которые десятилетиями ведутся в восточной Турции. Турецкий Курдистан (регионы в районе озера Ван, а также приграничные районы с Сирией, Ираком и Ираном) столь же красивы, как и опасны. В регионе живут в основном курды, которые ведут настоящие боевые действия против официальной Анкары уже не одно десятилетие. И одной из мишеней для курдских сепаратистов является турист, который косвенно формирует бюджет турецкой армии.
Впрочем, все Курдистаны вместе взятые меркнут перед угрозой посещения Пакистана и Афганистана. Теракты в этом регионе происходят еженедельно – взрываются мечети в Карачи, Лахоре и Кабуле, захватываются административные здания и школы, расстреливаются люди в общественных местах. Обе страны давно уже стали главным рассадником исламистского фундаментализма, а потому война в регионе вряд ли прекратится в обозримом будущем.
В соседней Индии тоже все не просто, хотя и спокойнее, нежели у ее западных соседей по региону. Украинцам не стоит разве что без особой надобности ехать в Кашмир (за регион идет давнее противостояние между мусульманским Пакистаном и Индией) и вглубь Декана. При этом нужно помнить, что куда большую угрозу для жизни и здоровья туристов представляет антисанитария и всевозможные тропические вирусы Индии, нежели неподконтрольные Дели военные группировки. А вот в близлежащей Шри-Ланке не стоит ехать на север, в район Джафны. Местные «тигры освобождения Тамил-Илама» с 60-х годов прошлого века ведут военную борьбу с официальным Коломбо за отсоединение региона от Шри-Ланки.
Будни ланкийской полиции
Юго-Восточная Азия
Начнем с Китая, который и не совсем «юго-восточная Азия», и тем более, все проблемные зоны КНР расположены у границ со Средней Азией. При этом речь идет даже не о Тибете (туда туристов вообще не пускают) сколько о Синьцзян-Уйгурском автономном округе, в котором живут преимущественно мусульмане. В регионе время от времени вспыхивают настоящие боевые действия, а относительно недавно повстанцы и вовсе на короткое время захватили часть кварталов административного центра региона – Урумчи. Город-миллионер пришлось брать штурмом войскам КНА.
Свои проблемы есть и в Мьянме, в которой северные провинции (особенно населенные народностями шан и карен) ведут настоящие боевые действия с правительственными войсками Янгона за свое отсоединение. К тому же, север Мьянмы – это один из главных в мире производителей марихуаны. Впрочем, страна настолько закрыта, что попасть туда рядовому украинцу будет достаточно сложно. Туроператоры путевок в Мьянму не продают, а марихуану можно и в других регионах планеты приобрести.
На Филиппинах лучше не ехать на южный остров Минданао, где время от времени филиппинская армия с подразделениями ВМФ США ведут настоящий отлов местных банд-формирований. В Таиланде достаточно опасно заезжать южнее Пхукета. Местных исламистов неформально поддерживают мусульманские Малайзия и Индонезия, в результате чего теракты на юге Таиланда - вполне обыденная вещь.
Африка южнее Сахары
По сути, вся Африка – это сплошная головная боль для любого туриста. Даже наиболее комфортная для проживания Южно-Африканская республика занимает одно из первых позиций в мире по уровню организованного бандитизма. Об остальных странах и говорить-то нечего. Можно без разбора тыкать в любую страну континента, и отмечать когда, по каким причинам, и с какими последствиями там происходит или происходил (или будет происходить вновь) гражданский конфликт с массовым применением насилия. Ангола, ДР Конго, Сьерра-Леоне, Либерия, Эфиопия, Мозамбик, Кот-Д’Ивуар, Эритрея, Гвинея, Судан (до и после его развала), Нигерия, Руанда…
Практически любая африканская страна несет в себе перманентную угрозу нового межэтнического или военно-социального противостояния. Но даже на этом фоне общего африканского бардака выделяется государство Сомали, которое существует исключительно на географических картах. Сегодня переходное правительство Сомали контролирует лишь часть столицы Могадишо, в то время как сама страна развалилась на два десятка самопровозглашенных территорий. Если в мире когда-то и начнется «война всех против всех» по Гоббсу, или анархия по мировосприятию Махно, то выглядеть она должна приблизительно так, как обстоят дела сейчас в Сомали.
Африканские безработные
Латинская Америка
А вот здесь не все так плохо, как может показаться из сводок новостей. Конечно, колумбийские повстанцы или мексиканские наркобароны – это тот еще местный колорит. Но украинцам, пережившим 90-е, подобные «недоразумения» кажутся больше экзотикой, нежели реальной угрозой. К тому же, украинского туриста тянет больше на побережье – а это Карибы, Атлантика и Тихий океан. А уж там практически в любой стране региона – от Гондураса до Уругвая проблем точно меньше, чем в Крыму или Одессе.