Стивен Пинкер - психолог из Гарвардского университета провёл исследование, в результате которого пришёл к выводу, что люди становятся всё менее агрессивными, чем ранее.
Археология, специализирующаяся на изучении истории насилия, называется на Западе atrociology (atrocity— жестокость, злодеяние). На основании результатов этой дисциплины и, опираясь на фундаментальный труд немецкого социолога и культуролога Норберта Элиаса "О процессе цивилизации" (Norbert Elias. Über den Prozeß der Zivilisation/1939), психолог из Гарварда Стивен Пинкер утверждает, что установленные современными государствами нормы человеческого общежития постепенно изменили психологию, и люди стали более терпимыми друг к другу. Большую роль в этом сыграла вся западная цивилизация в целом.
Собственные выводы Стивен Пинкер изложил в пухлом интеллектуальном бестселлере "Лучшие стороны нашей натуры. О причинах спада уровня насилия" (Steven Pinker. The Better Angels of Our Nature. Why Violence Has Declined). Канадский ученый, оперируя статистическими данными, приводит аргументы в пользу своей гипотезы и анализирует причины, которые, на его взгляд, привели к столь положительным результатам.
Стивен Пинкер ссылается на археологические данные, что в доисторические времена насильственной смертью погибал каждый седьмой человек. Напротив, число жертв в первой половине 20-го столетия в Европе, несмотря на две мировые войны, согласно исследователю, достигло "всего лишь" трех процентов населения. Автор сравнивает примерно 55 миллионов погибших во Второй мировой войне с 40 миллионами умерщвленных татаро-монголами в XIII веке.
А поскольку население планеты во времена монгольских завоеваний составляла только седьмую часть населения столетия ХХ века, Пинкер противопоставляет 280 миллионов жертв кровожадности монголов 55 миллионам погибших во Второй мировой войне. В списке 20 наиболее кровавых страниц в истории человечества Вторая мировая война, по Пинкеру, занимает 11-е место, а гражданской войне в России (ХХ век) отведено самое последнее место по количеству жертв.
"В доисторических поселениях от половины до двух третей жителей погибало насильственной смертью, — пишет Пинкер. — Для европейских городов статистика составлялась из расчета на каждые 100 тысяч населения (хотя их население было тогда гораздо меньше). Выходило, что в XIV-XV веках в Лондоне жертвами насилия становилось 55 человек на каждые 100 тысяч населения. В Оксфорде — 100, в Амстердаме — 50, в Риме — между 30-ю и 70-ю. Сейчас ежегодная статистика убийств в Риме — один человек на каждые 100 тысяч населения, в Лондоне — два человека, в Осло — тоже два (и даже после теракта Брейвика на острове Утейя это добавит не более 16 человек на 100 000). Сейчас в Европе ваш шанс быть убитым в 10-20, а то и в 50 раз ниже, чем 500 лет назад".
В США количество изнасилований и убийств только с 1973 по 2008 годы снизилось на 80 процентов. И тут же исследователь упоминает об одной пикантной детали. Оказывается, коэффициент умственного развития (IQ) президентов США находится в непосредственной связи с потерями в войнах, которые Соединенные Штаты вели во время их нахождения у власти. Чем ниже был IQ хозяина Белого дома, тем выше количество жертв, пишет в своей книге Пинкер.
По мнению Пинкера, улучшению криминогенной обстановки способствовали многие факторы. Одна из главных причин состоит в том, что человечество умнеет. IQ-тесты показывают возросший интеллектуальный уровень подрастающего поколения. Развитие демократии, распространение образования, которое способствует рациональному мышлению и предотвращает, как говорят психологи, эмоциональные короткие замыкания.
Автор считает, что громадную роль в истории западной цивилизации сыграла также коммерция, благодаря которой у многих людей развилось чувство альтруизма. Отмечена им и всевозрастающая роль женщин, переставшими быть пассивными. Этот тезис Пинкер аргументирует тем, что женщины стали пользоваться противозачаточными средствами для планирования семьи, чем сократили появление на свет (нежелательного) потомства.
Еще в конце 1980-х годов канадские эволюционные психологи Мартин Дэлай и Марго Уилсон в своей книге "Человекоубийство" (Martin Daly, Margo Wilson. Homicide) выдвинули тезис, что в жизни людей прошлого насилия было намного больше, и жизнь большинства наших предков чаще, чем сегодня, заканчивалась убийством. Разумеется, в истории случались периоды, когда агрессия отступала, но они были чересчур короткими, чтобы их могли объяснить эволюционным механизмом естественного отбора.
В отличие от выдающегося австрийского этолога и лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца, в частности, автора книги "Агрессия" (Konrad Lorenz. Das sogenannte Böse. Zur Naturgeschichte der Aggression), который в 1960-е годы утверждал, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных и вида Homo sapiens, для психолога Пинкера ответ коренится в человеческом духе, точнее в той высокоорганизованной системе познавательных и эмоциональных способностей индивида, которые осуществляются в мозгу и своей основной конструкцией обязаны эволюционным процессам.
Напомним, что основоположник этологии считал "внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития".
Как и Конрад Лоренц, также на богатом фактическом материале, с использованием результатов предыдущих исследований своих коллег, Пинкер приходит к выводу, что человек способен овладеть своими пятью внутренними демонами: грабительскими и эксплуататорскими инстинктами, направленными на достижение собственной выгоды или по идеологическим соображениям, стремления к господству — авторитету, славе и власти, — мести и садизму.
Против этих пяти демонов Стивен Пинкер выставляет четырех так называемых "лучших ангелов нашей природы" — как их некогда назвал американский президент Авраам Линкольн. Под ними Пинкер подразумевает самообладание; эмпатию или понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания; мораль и разум, которые все вместе образуют поразительную связь.