Источник НВ в Минфине утверждает, что уже завтра правительство подпишет долгожданное соглашение с владельцами украинских ценных бумаг
Минфин по данному поводу пока красноречиво молчит, а финансовые аналитики трактуют это как доказательство того, что стороны пришли к общему знаменателю.
Собеседники НВ в Минфине рассказывают, что официальное заявление относительно достигнутых договоренностей Кабмин планировал сделать еще накануне праздников, впоследствии перенес на вторник, 25 августа. Однако и вчера министерство молчало. На официальный запрос НВ там ответили, что переговоры по реструктуризации долга еще продолжаются и официальных договоренностей пока нет.
Такая пауза, по мнению экспертов, может означать, что украинская делегация в Соединенных Штатах изложила свое последнее предложение, и теперь противоположная сторона обдумывает, стоит ли на него соглашаться. Ведь ей придется объяснять уже своим собственным инвесторам, почему деньги вкладывались в ценные бумаги настолько нестабильной страны. “Репутация в финансовом мире значит гораздо больше, чем даже собственно деньги. Потеря репутации, например для Franklin Templeton [держателя около 20% внешнего долга Украины], означает угрозу возможности формировать собственные инвестиционные фонды в будущем”, – говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Инвестиционный фонд Franklin Templeton сконцентрировал около 20% внешнего долга Украины еще во времена Януковича и "семьи"
Накануне американская газета The Wall Street Journal сообщила, что Украина и кредиторы обсуждают вариант списания 20% основной суммы долга. А британская Financial Times со ссылкой на собственные источники отметила, что Комитет кредиторов и власти Украины могут договориться о реструктуризации еврооблигаций страны уже на текущей неделе.
“Если бы сделка была заключена, то именно так и должны были бы вести себя [отмалчиваться] украинские чиновники, связанные обязательствам с кредиторами. Ведь пока юристы и советники выставляют правильные запятые в документах, ничто не должно влиять на цены”, – отмечает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.
Переговоры о реструктуризации украинских долгов идут с весны, но прогресса не наблюдалось. Последний раунд состоялся две недели назад, и с того момента Министерство финансов Украины держит в тайне результаты договоренностей с иностранными кредиторами.
12 августа в офисе инвестиционного фонда Franklin Templeton в Сан-Франциско Комитет кредиторов провел встречу с украинским правительством, которую сам Минфин окрестил “последней возможностью” для достижения договоренности накануне выплат по еврооблигациям (в сентябре и октябре) и пересмотра программы сотрудничества Украины с МВФ (в сентябре).
Речь идет о реструктуризации части долга общей номинальной стоимостью около $20 млрд. Правительство рассчитывало на отсрочку выплат и их частичное списание – около 40% основной суммы долга. Таким образом, выплаты должны были сократиться на $5 млрд в этом году и на $15 млрд в ближайшие четыре года.
На тот момент, когда Украина выходила на иностранные рынки заимствования частного капитала, то прекращала сотрудничество с Международным валютным фондом и занимала деньги вдвое дороже по сравнению с тем, что ей предлагал МВФ. Украина за пользование этими деньгами платит 6-8%, тогда как, например, Греция делала заимствования под 4%. Команда Януковича предпринимала подобное для того, чтобы не выполнять якобы слишком жесткие условия, о которых Украина сама же и договаривалась ранее с МВФ.
Списание долга в размере даже не 40%, как хотел Минфин, а 20%, как пишет американская пресса, – безусловный успех для украинских переговорщиков, считает Фурса. “40% – это стартовая позиция на переговорах: хочешь 20 – проси 40. В итоге около $3 млрд украинского долга будет списано”, – говорит он.
По итогам 2014-го государственный и гарантированный государством долг составил 70,3% от ВВП. “Долг выше отметки 71% от ВВП – крайне нежелательный и рискованный. Минфин и НБУ еще в апреле отметили необходимость удерживаться ниже этой отметки в перспективе нескольких лет. Поэтому если Украине спишут 20%, это положительно отразится на среднесрочных и долгосрочных темпах роста ВВП и благосостоянии населения в перспективе 1-2 года”, – говорит руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко.
Уменьшение нагрузки на государственный бюджет в результате списания даже $3 млрд в краткосрочной перспективе поддержит стабильность национальной валюты, положительно повлияет на межбанковское кредитование и добавит уверенности инвесторам. Ведь перспектива дефолта в Украине, активно обсуждаемая в течение летних месяцев, отнюдь не способствовала притоку инвестиций в украинскую экономику.
Самого по себе списания $3 млрд долга мало, чтобы говорить о стабилизации ситуации в среднесрочной перспективе. Украина должна "сэкономить" на реструктуризации $15 млрд
С другой стороны, самого по себе списание 20% долга мало, чтобы говорить о стабилизации ситуации в среднесрочной перспективе, говорят опрошенные НВ эксперты.
“Украина должна сэкономить и показать экономию в $15 млрд, что достаточно сложно сделать. И здесь речь идет как о долге государства в $18 млрд, так и о $5 млрд долгов, гарантированных государством: Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укрзализныця, Укравтодор, киевские муниципальные бонды”, – отмечает Устенко.
Эксперты сходятся во мнении, что Украине значительно важнее настаивать на отсрочке выплат по обязательствам на 7-10 лет, а также попытаться сбить процентную ставку, которую мы платим, хотя бы до 3-5%. Ставка на уровне 6-8% годовых означает для Украины расходы на обслуживание долгов, превышающие $1 млрд. В случае ее уменьшения сумма экономии действительно может достичь $15 млрд.
Официально соглашение, которое, судя по всему, будет обнародовано уже на этой неделе, должно быть заключено до середины сентября. В двадцатых числах сентября Украина должна выплатить купон по обслуживанию долга в размере свыше $0,5 млрд. Августовский купон выплачен в понедельник – около $60 млн. Чтобы не допустить снижения золотовалютных резервов страны, которые сегодня составляют около $10 млрд., и продолжить сотрудничество с МВФ, у нашей страны есть только две возможности – либо достичь договоренности с кредиторами, или применить мораторий на выплаты долгов, право на который было дано Кабмину Верховной Радой несколько месяцев назад.