Бывший бизнесмен Игорь Никонов — о том, будет ли в Киеве тепло зимой, что ждет кинотеатр Жовтень, а также о коррупции и откатах в Киевсовете
Миллионер Игорь Никонов – второй человек в Киеве после мэра Виталия Кличко. Прежде чем сесть в кресло заместителя главы КГГА, Никонов построил успешный строительный бизнес и сколотил немалое состояние. В сотне самых богатых украинцев он занимает 85-е место с капиталом $ 86 млн.
Этого человека называют серым кардиналом Кличко. Ему припоминают дружбу с экс-главой АП Сергеем Левочкиным и строительные конфликты вокруг принадлежащих его компаниям площадок.
Мысли самого Никонова сейчас, похоже, заняты не строительством, и не тем, что о нем говорят — а газом, водой, бюджетом и энергоэффективностью. В интервью НВ он рассказал о том, что в киевских высотках уже начали ставить регуляторы подачи тепла в квартиры, о том, какие взятки в КГГА предлагают за должности главврачей, а также о том, что будет с Жовтнем, МАФами и ЖЭКами.
- Готов ли Киев к зиме? К снегопадам, которые были весной 2013 года?
- Я считаю, готов. Соль уже закуплена, впервые за много лет в полном объеме. В конце ноября завершится поставка 42 единиц новой снегоуборочной и дорожной техники.
Кроме того, по принципу аутсорсинга мы привлекаем ряд частных компаний для выполнения работ по оперативной уборке снега. Алгоритм действий коммунальных, спасательных служб, подразделений ГАИ во время чрезвычайных ситуаций в зимнее время согласован и четко отработан.
- Один из самых волнующих сейчас вопросов – отопление. В квартирах будет холодно зимой?
- Холодно точно не будет. Но есть ряд проблем, которые оперативно нужно решать.
Состояние киевских сетей весьма и весьма плачевно, износ – более 70%. Отсюда и многочисленные аварии на теплотрассах. В этом году Киевэнерго были переданы все проблемные и полностью изношенные сети, которые раньше находились на балансах ЖЭКов. Основная часть аварий происходит именно на этих сетях. И это создает дополнительные трудности – сложнее устранить проблему, если ее трудно найти.
Из-за отсутствия горячей воды летом многие киевляне еще до начала отопительного сезона были настроены негативно, поэтому очень остро реагировали на аварии и не вовремя поданное тепло в квартиры. Кстати отсутствие горячей воды тоже отрицательно сказывается на состоянии сетей, ведь пустые трубы гораздо быстрее ржавеют и выходят из строя.
- Кстати об отключении горячей воды. Этот шаг оправдал себя?
- Это была вынужденная мера, принятая правительством в связи с угрозой серьезной нехватки газа в зимний период.
Ну, а с другой стороны, давайте скажем людям правду: мы не живем при коммунизме, когда все имеют право на бесплатное тепло и коммунальные услуги. На 1 кв м обогрева площадей мы тратим в пять раз больше теплоносителя, чем в Европе. Никакая экономика, даже самая богатая, не выдержит подобной расточительности. Многие годы энергосбережением никто не занимался. Газ и тепло для населения были дешевыми, что было ошибкой.
Приведу себя в пример. Когда впервые газ серьезно подорожал, еще два года назад, первое, что я сделал – утеплил фасад дома и поменял окна. В результате – в два раза уменьшил потребление газа.
Сейчас, как пилотный проект, устанавливаем в нескольких домах в Киеве регуляторы подачи тепла в зависимости от температуры воздуха. Чтобы не было ситуаций, когда на улице потеплело, а батареи раскаленные. Планируем выйти на экономию 20%. В Киеве можно наполовину уменьшить потребление газа и не иметь проблем с горячей водой.
- Помимо энергосбережения, какие еще главные проблемы у Киева?
- Я на эту тему полдня могу говорить.
Первое. Существующая cистема управления городским хозяйством могла работать только при огромном количестве денег и дешевых энергоресурсах. При этом их неэффективное использование не являлось проблемой. У чиновников была одна мотивация – откаты. Но теперь ни денег, ни ресурсов у нас нет. Новой мотивации – экономить и наполнять бюджет – у чиновников не появилось. Вместо этого они стали заниматься имитацией активной работы и искать причины, почему реформы и кардинальные изменения нужно отложить. Чтобы этого не было, необходимо менять всю систему управления. Нужен проектный менеджер, который абсолютно четко отвечает за каждый процесс.
Мы переформатировали работу Киевского инвестиционного агентства, которое будет сопровождать важные для города проекты. Первый большой проект – энергосбережение.
Второе – это наведение порядка в ЖКХ. Сегодня слово ЖЭК вполне обоснованно имеет четкую негативную ассоциацию. Подходы в оказании услуг кардинально устарели. В психологии нашего человека оказывать сервис кому-то считается зазорным. Эта местечковость отбрасывает нас назад.
Смысл реформы в том, чтобы районы через свои жилищно-коммунальные дирекции заказывали на тендерной основе услуги по обслуживанию жилого фонда. А потом жестко спрашивали за результаты работы. Таким образом, мы сможем привлечь большой капитал, где предприниматели получат долгосрочный устойчивый бизнес.
Я много лет назад выяснил, что в офисе клининговая компания убирает дешевле, эффективней и экономнее, чем собственные уборщицы. Потому что уборщицам обязательно химии в два раза больше надо, они болеют и так далее. А клининговая компания – у нее договор на услугу, и она ее выполняет. Тоже самое и здесь.
Мы должны стремиться к тому, чтобы город перешел от выполнения функций исполнителя работ к функциям заказчика и контролера. И все. Экономия будет колоссальная.
Возьмем медицину. Мораторий на сокращение количества больниц – он вредит. Взятки, которые нам пытались предлагать за должности главных врачей, – это огромные деньги и показатель того, как и на чем держится эта система.
Второе – у нас нет стандарта бесплатной медицины. А он должен быть обязательно. Мы должны жить по средствам. В экстренном случае человеку мы обязаны спасти жизнь. А остальное – по средствам. Будущее за страховой медициной, и мы уже предпринимаем шаги в этом направлении.
- Все это потребует не одного года для реализации...
- Не согласен. Просто должна быть политическая воля трех ветвей власти: президента, правительства, Верховной рады.
- У вас в следующем году уже местные выборы. Чем вы сможете убедить киевлян отдать голос за вашу команду?
- Я считаю, что нам надо вернуться к справедливому распределению доходов горбюджета. В 2009 году из-за трений Тимошенко и Черновецкого правительство приняло решение забрать у Киева 50% налога на доходы физлиц. В других городах остается 100% этого налога в местном бюджете, а у нас 50%. Почему? У нас забрали, образно говоря, 9 млрд грн, и что с этим Киеву делать?
Более того, все бюджетные расчеты для Киева не учитывают того, что в Киев приезжает ежедневно на работу более 300 тыс. человек. В столице живет огромное количество льготных категорий граждан без прописки, которые пользуются всем.
Правительство не раз мне говорило: вы обязаны надбавки на зарплату бюджетников убрать. А у нас и с этими надбавками бюджетник едва подходит к средним зарплатам по городу – 5.300 грн. А если мы уберем надбавки? Да из бюджетной сферы все убегут.
Мы собираемся полностью убрать коррупционные риски. И не только за счет замены людей. Мы создали департамент финансового контроля и аудита, который подчиняется мэру. Огромное сопротивление чиновничьего аппарата. Знаете, до чего дошли? Некоторые коммунальные предприятия берут решения судов, которыми запрещают проводить у них проверку.
Побороть коррупцию можно в большинстве случаев. За любым серьезным коррупционером стоит огромное количество людей, которых он использует. Эти люди – депутаты, прокуроры, работники силовых ведомств, министры и так далее. Вы не представляете, откуда звонки начинают идти. Мэр выбрал тактику: не надо на них [звонки] реагировать, я просто буду выходить в эфир и говорить – вот факт [коррупции], и принимать кадровые решения.
Противодействие очень сильное. Люди, работающие в коммунальных предприятиях, считают, что это их вотчина, они пришли навсегда. Многие еще не поняли, что время изменилось.
- К вопросу о коррупционной составляющей. Проблема МАФов, выносной торговли – все это не решено. Такое впечатление, что ситуация только ухудшается. Почему до сих пор нет изменений?
- Решения и изменения есть. Решением Киевсовета принята единая схема и порядок размещения МАФов, четко определены места, где они не могут быть установлены.
Но поймите одну вещь: МАФы – это люди. Сегодня экономика в ужасном состоянии, и выкинуть людей на улицу, только потому, что они не соблюдают закон, логику, здравый смысл, – это тоже неправильно. Нельзя взять и 20 тыс. МАФовиков, а это в среднем 50-60 тыс. человек, если с семьями считать, выкинуть на улицу. Мы им, как и бюджетникам, должны чем-то компенсировать потерю рабочих мест.
Практически везде 20-метровые зоны выходов из метро мы расчиcтили. Выделим специальные площадки для строительства мини-торговых центров по формату МАФов, и большинство предпринимателей сказали, что с удовольствием туда перейдут. Вы скоро увидите результаты.
- Давайте поговорим о Жовтне. Его поджог связан с показами фильмов на ЛГБТ-тематику или чьими-то интересами по застройке места под ним? В некоторых СМИ даже вам приписывали интерес к нему.
- Это социальный протест одной группы людей против другой. Большего бреда чем то, что это сделано из-за застройки, я не слышал.
Бред и по поводу меня. У компании, которой я раньше руководил, достаточно земельных участков, которые пока никак не развиваются из-за общеэкономического спада. Ей не нужны больше площадки. Более того, я всем говорю: имея 20-летнюю дружбу с мэром, мне было бы легче решить какой-то свой вопрос, находясь в бизнесе, а не в КГГА.
Я сюда пришел не для того, чтобы получать какие-то площадки, потому что это глупо. Я не смогу их получить здесь, потому что любое мое приобретение тут же будет под микроскопом рассматриваться и в СМИ будет скандал. Более того – даже если я его супер-законно получу, никто не поверит.
- Так что будет с Жовтнем?
- Его отремонтируют. Он остается кинотеатром. В том виде, в каком был.
- Без изменений формы собственности?
- Никогда не было вообще мысли об изменении его формы собственности. Были мысли по поводу кинотеатров как таковых – что с ними делать. Но вопрос об их продаже не стоял. Жовтень останется кинотеатром, как есть, его отремонтируют. Это решение было принято еще до того, как его подожгли.
- Вы довольны работой нынешнего Киевсовета?
- Абсолютно недоволен.
- Что вам не нравится? У вас же большинство там...
- Проблема не в большинстве. Киевсовет превратили в площадку для самопиара. Абсолютно неконструктивного, глупого, нелепого. Многие депутаты стали считать, что выделение земли — это то, чем Киевсовет даже заниматься не может, потому что это что-то противозаконное. Хочу заметить – всю жизнь это было основное, чем занимался Киевсовет. Мы сегодня недополучаем огромные деньги в бюджет только по одной причине: есть огромное количество неинвентаризированной земли.
Вместо того, чтобы работать, каждое заседание Киевсовета начинается с каких-то скандалов. Любую проблему, которая часто даже и не существует, политики превращают в фарс и на этом пиарятся. Причем, самое печальное, что общество это воспринимает. Никто не разбирается в сути вопроса, спикеров, которые пытаются что-то объяснить, не воспринимают – ни их, ни их аргументы.
- Вы говорите об аргументах. Какой аргумент привел вам Виталий Кличко, чтобы вы пошли работать в КГГА?
- После выборов я как-то поведал ему о том, что у меня на предприятии из-за экономической ситуации в стране все докатилось до того, что мне стало хватать часа времени в день, чтобы руководить всеми процессами. И Виталий Владимирович поймал меня на слове и говорит: подожди, если у тебя всего час занятости в бизнесе, то там справятся и без тебя, давай подключайся сюда, учитывая твой опыт кризис-менеджмента и видение необходимых реформ.
Мотивация у меня только одна – вытянуть Киев из болота коррупции, безалаберности и бесхозяйственности. Сейчас я уже завелся чисто принципиально: могу я это сделать или не могу? Это теперь профессиональной вызов.