VIP-классы или блатной беспредел в украинских школах

2009-12-09 14:30 1 Подобається

Каждое утро в одной из харьковских школ начинается одинаково: в вестибюле заспанных учеников встречают директор с завучем. Строгая парочка тщательно проверяет, все ли одеты по форме. «Мальчик, почему ты в клетчатых брюках?!» — орет разъяренная директриса, оттаскивая перепуганного школьника в сторону — туда, где толпятся произвольно одетые ученики. Они уже знают, что после утренних разборок их поведут в кабинет директора, пожурят, но предупредят: мол, если снова вздумаете явиться без формы, отстраним от занятий и вызовем родителей! «А вы, девочки, почему не в форме?» — вопрошает завуч. «Мы из А-класса!» — «Что ж, проходите…»

Козырная буква

Моя коллега окончила обычную столичную школу еще при Союзе. «Уже тогда, — рассказывает она, — были блатные классы. Формировались они на этапе приема в школу: учительница младших классов, слывшая в нашей школе покруче, отбирала себе в класс детей более обеспеченных родителей. Так дети и крестники всего станкозаводского начальства попали учиться в А-класс, а вся овощная фабрика — в Б! Хоть мой отец работал на станкозаводе, я тоже оказалась в Б — он был всего лишь столяром!»

Правда, тогда еще не было столь большой разницы между самими учениками, а завуч могла запросто отчитать за любую провинность и тех, и других. Пропасть между обычными детьми простых родителей и избалованными отпрысками блатных пролегла уже при независимости. А сейчас, судя по всему, она углубилась до опасной черты. Дети сильных мира сего изначально учатся в отдельных, улучшенных условиях. И хотя больше всего подобных школ и классов — в столице, мода на элитность докатилась и до глубинки. Но одно дело — учебное заведение полностью закрыто-элитного типа, где простому человеку можно поглазеть на мажоров разве что через сетку забора, и совершенно другое, когда так называемый элитный класс (или классы) «обитает» в самой обычной школе!

«Такие классы бывают математическими, юридическими или экономическими, — со знанием дела рассказывает «Новой» учитель математики с Тернопольщины Ольга Степановна. — Но отбирают туда ребят не по знаниям и способностям, а по толщине родительских кошельков». Обычно они есть на каждой параллели. И, как и раньше, гордо носят букву «А», но, в отличие от советского времени, разделение начинается не с младшей школы, а со средней. Туда отбирают детей госслужащих, депутатов гор- и райсоветов, судей, главврачей, работников СБУ и т. д.

«У нас все А-классы математические и считаются самыми сильными, но это далеко не так: до карантина отдельные уникумы в 7-А умудрились за контрольную по алгебре получить 3 балла из 12! — делится педагог. — Причем если в остальных 7-х классах я провела открытые уроки, в А не рискнула — это был бы сплошной позор». Ольга Степановна не скрывает, что в конце каждой четверти этим деткам (чтобы не шокировать крутых пап и мам, регулярно выделяющих дополнительные деньги на премии любимым педагогам) приходится натягивать оценки. Правда, в Киеве, по словам учителей, с которыми удалось пообщаться «Новой», оценки уже не натягивают: единственное, что сумели деткам внушить родители, — так это необходимость хорошо учиться.

Блатной беспредел

Но при этом блатной класс обычно живет по своим неписаным правилам и пользуется негласными привилегиями. «В нашей гимназии с формой очень строго, — говорит дочь моей подруги 8-классница Марина. — Пришел в джинсах или кофте в полоску — запись в дневнике и «неуд» за поведение. А классной нашей даже пригрозили: мол, премию снимут, если дети поставят форму «на игнор». Но эти узурпаторские меры А-класса не касаются». А сами сверстники-мажоры даже не скрывают, что их родители за такую вседозволенность платят администрации школы. «Как-то мы с подругой разозлились и поймали в коридоре двоечника Ваньку из 8-А: мол, объясни, почему ты без формы? — вспоминает девочка. — Он спокойно сознался, что когда директриса из-за этого вызвала его отца, тот предложил ей деньги…»

Причем блатные не только чихать хотели на все правила, они вообще с дисциплиной не дружат. Да и учителей уважать дома их тоже не учат. Как-то в одной из столичных гимназий произошел почти показательный случай. Старшеклассник в День учителя пришел в школу с огромным букетом и, встретив в коридоре свою учительницу биологии, вручил цветы ей. Педагог, хоть и не ожидала от парня такого внимания, очень обрадовалась и отдала цветы мужу, который подвозил ее на работу, но еще не успел отъехать. А после первого урока к ней с претензией «Куда подевался мой букет?!» подошла одноклассница того парня: мол, цветы предназначались ей, а с учительницей… он просто пошутил. Бедная женщина, пережив шок, схватила кошелек и побежала в ближайший цветочный магазин.

Причем такие примеры — вовсе не редкость. Дети на подсознательном уровне чувствуют: если родители один раз решили проблему с помощью денег, значит, снова смогут сделать это тем же проверенным, а главное, веским способом. Один мой знакомый бизнесмен, сдавая деньги «на премию» педагогам, деликатно высказал пожелание, чтобы те обращались к его сынишке-старшекласснику на «вы». Представляете картину? «Здра-а-вствуйте, Максим Петрович! Как здоровье — уже не болеете? А как папа поживает, надеюсь, кризис не сильно повлиял на его бизнес? Передавайте ему привет, пускай почаще заходит!» — учтиво говорит учитель, и довольный 15-летний Максим Петрович бодро шагает в свой класс.

Высокомерное соседство

Но как бы там ни было, а мажорам местного уровня, учащимся в обычной школе, на каждой перемене приходится сталкиваться с простыми школьниками. И отношения между этими социальными прослойками складываются не лучшим образом. «Мы с Катей раньше были хорошими подругами, учились вместе в начальной школе, потом перешли в гимназию — в математический 5-А. Но мои родители не захотели, чтобы я там училась, и перевели меня в лингвистический 5-Б, — делится теперь уже 7-классница киевлянка Ира Ванник. — Так уже 2 года Катька со мной даже не здоровается!»

Компетентно

Елена Смирнова, психолог: — Уживаться детям из простых и блатных классов очень тяжело: это и драки, и воровство. В младшей школе дети этой разницы еще не чувствуют, а где-то класса с пятого проблема становится более ощутимой. И начинается: «Меня забрали на крутой машине», «Мой портфель лучше и одеваюсь я круче». Остальные понимают, что что-то не так, а чем они могут доказать свою статусность? Как результат, уровень тревожности у простых детей выше, а в итоге у них сильно падает самооценка. Ведь каждый ребенок, по сути, является центром своей маленькой Вселенной: а в данной ситуации какой же я центр, если я хуже кого-то?! Это сильно влияет на психику детей, потому такие блатные классы в обычных школах нельзя создавать ни в коем случае.

И если новая генерация педагогов на подобные «мелочи» не обращает внимания, учителя старой закалки переживают все очень болезненно. «Как я могу объяснить своему классу, что мы должны строго придерживаться определенных правил, если соседний класс их открыто игнорирует?» — возмущается учитель физики Петр Иванович. Причем на параллели 7-х классов давно существует тайная вражда. Не желая мириться с высокомерным соседством, остальные классы объявили 7-А бойкот и не пускают мажоров на порог своих классных комнат. А мальчишки-задираки, встречаясь в коридоре на переменках, выясняют все традиционным способом — кулаками. «Вот мой недавно подрался, когда мальчишка с параллели бросил его телефон в ведро с мусором, — говорит Татьяна З., мать 8-классника Игоря из Винницы, — заставил Сережу из А-класса, который это сделал, не только вытащить, но и вытереть своим пиджаком». Впрочем, таких драчунов давно уже никто особо и не пытается мирить, разве что просят в стенах школы соблюдать дистанцию. И это закономерно: обычные на первый взгляд школы — маленькая модель большого социума, где точно так же и нам, простым взрослым людям, приходится уживаться с богачами. Последним, кстати, нелишне почаще вспоминать, что жизнь — штука непредсказуемая, и тот, кто еще вчера был на вершине Олимпа, завтра запросто может оказаться у ее подножия.

Коментарі (1)

Додати смайл! Залишилося 3000 символів
  • Все великие люди резко отрицательно относились к школе. Сплошное издевательство над детьми. Конвейер неудачников, калек, длиной в 12 (!) лет. Цель? Непонятна. Что обозначает само слово "образование"? Что "образует" школа? Давно пора все менять - да некому. Тема - вечная.

    Додати новини
    Реклама

    Опитування

    Ви підтримуєте виселення з Печерської лаври московської церкви?

    Реклама

    Зараз коментують

    Всі