В эти дни в Украине завершается «битва за урожай». Большая часть страны уже завершила жатву, но на севере из-за дождей часть зерна все еще остается на полях. В редакции «Сегодня» решили принять участие в пополнении закромов Родины и отправились на Черниговщину в гости к одному из самых известных фермеров региона Олегу Бондаренко.
Олег встретил нас на автостанции небольшого городка Городня, и пока мы ехали к его полям, он провел экскурсию по окрестностям. «Вот видите, на том поле уже молодые березки выросли? Колхоз развалился, и эти земли лет 10 не обрабатывали. Еще немного, и даже на тракторе не получится деревья и лозу выкорчевать — так они разрастутся. Тут на танке пахать придется, — вздыхает фермер. — А вот смотрите: соседнее поле уже убрано, а рядом участок, где рожь еще колосится. Это участок инвесторов. Взяли поле в аренду, прислали своих людей, чтобы они сельхозработами занимались. Но, как говорят в селе, приехали от инвесторов военный и милиционер. Может, он думал, что с такими специалистами порядок будет? Но, как видите, агрономы из них не очень».
Но вот и поля фермера. На одном пашет трактор, за его плугом важно шагают аисты, лакомятся насекомыми. По соседнему полю неторопливо едет новый комбайн отечественного производства.
«Взял его в кредит почти за миллион гривен, но 30% погасило государство», — говорит Олег. Наш фотокор не удерживается от реплики: «Комбайн за миллион, а сами на ВАЗовской «четверке». Фермер в ответ улыбается: «Не вы первые удивляетесь. Но машина должна работать. Я на своих «Жигулях» солярку в поле могу привести, ее не так жалко по бездорожью гонять». Разговор возвращается к комбайну. Фермер жалуется, что ломается техника едва ли не каждый день. И словно в подтверждение его слов комбайн останавливается. Комбайнер спускается из кабины и начинает осматривать «железного коня». Оказывается, на одном из узлов пополам лопнули болты. Причем, чтобы купить новые, надо ехать в соседний город. «Были бы деньги — взял бы зарубежный комбайн. Он дороже, но с ним проблем меньше. Ну куда это годится, что болты на ровном месте разлетаются», — вздыхает Олег.
Пока чинят комбайн, мы перекидываемся парой фраз с комбайнером Юрой. «Из-за дождей больше отдыхаешь, чем работаешь. В этом комбайне лучше, чем в старых моделях, есть кондиционер, не так жарко. Но постоянно надо слушать, как работает машина — вдруг какая поломка, надо останавливаться чинить», — признается он. За сезон комбайнер может заработать примерно 10 тыс. грн. Для села неплохо — другой работы здесь нет. «Кризис?» — уточняем мы. «Независимая страна! — отвечает Юрий. — Как развалился Союз, начали рушиться колхозы — все наперекосяк».
БОРЩ. Дом Олега находится на окраине села. Часть дворов в селе заброшена, вдоль еще жилых домов — бурьян. За забором фермера — цветник, крышу одноэтажного дома украшают три спутниковые антенны. Рядом внушительный ангар для зерна. «Построили его своими силами прошлой зимой. Сейчас строим помещение для картофеля — чтобы не платить за аренду такого склада», — рассказывает Олег. Заходим в дом. Просторная кухня, морозильная камера, новая плита, стиральная машина. «Знакомые возят «бэушную» технику из Германии. Стоит она дешевле, чем в магазинах, а то, что там где-то царапина — мне все равно, — рассказывает супруга фермера Светлана. В глаза бросается внушительная кастрюля. «Каждое утро варю в ней борщ, для Олега и его работников — съедают все (у фермера два наемных рабочих, и активно помогает в работах 15-летний сын. — Авт.)», — рассказывает хозяйка. Обстановка в доме простая, мебель советская, выделяется разве что новый телевизор. Зимой сельхозработы сворачиваются, и хозяин любит посмотреть каналы о дальних странах. Но поехать в них на курорт пока не получается — в прошлом году все свободное время уходило на строительство, позапрошлой зимой надо было переделывать МАЗ под перевозку зерна. «Муж у меня разрывается на части, работает с шести до полуночи. Он и агроном, и бригадир, и прораб. Вот только с бухгалтерией я ему помогаю — сама работаю бухгалтером в сельсовете», — рассказывает Светлана.
КАК СТАЛ ФЕРМЕРОМ. По наблюдениям Олега, в последнее время количество фермеров увеличивается — люди накопили деньги на покупку сельхозтехники, цены на сельхозпродукцию растут, продавать ее выгодно. «Но у многих все равно нет денег для начала своего дела. Вот я в одном банке пробовал оформить кредит – месяц на это потратил, но мне отказали. Нужно, чтобы государство давало беспроцентные кредиты для «толчка». Тогда фермеров будет намного больше», — говорит Олег. Свой собственный стартовый капитал он зарабатывал торговлей, хотя в советские времена работал трактористом. Фермерствует он уже пять лет.
«В 90-х было тяжелое время, — вспоминает Светлана. — Ездила торговать творогом, сметаной, яйцами. Но на базар надо или на автобусе, а он редко ходит, или на попутке — но мало кто брал. Тогда я мужу и сказала: «Давай свою машину покупать». Он согласился, потом на трактор денег накопили. Олег начал на нем пахать на огородах у селян — так и заработал деньги». В 90-х семья занималась торговлей, Олег возил товар в соседнюю Белоруссию. Бизнес шел настолько хорошо, что селянином заинтересовались бандиты. «Ворвались в дом, Олегу нож под горло, пистолет к голове. Связали, рот скотчем заклеили. А я только сына родила, роды были тяжелые, невропатолог сказал, что ребенку нельзя плакать. И я прошу бандитов: «Вы мне руку к коляске привяжите, чтобы я качать дитя могла», — вспоминает Светлана. — Забрали $3 тысячи. Сели в нашу «Ниву», уехали. Под утро уже проснулись дочки, развязали нас. Позвонили в милицию, бандитов тех через время нашли, один во всем сознался. Привезли его к нам на опознание, наручниками приковали к радиатору. И я смотрю на него, и так мне его жалко…».
В селе к фермеру относятся по-разному. Одни удивляются тому, как Олег все успевает и откуда берет силы. Уважают за то, что и сам зарабатывает, и другим дает работу. Другие завидуют. «В прошлом году Олег уехал продавать в Донецк картофель, и пока его не было — кто-то пробил колеса и в комбайнах, и в тракторе, и в прицепе. Сверлом ручным просверлил!» — говорит Светлана. «Я стараюсь со всеми дружить. Вот как-то поймал дедушку, который из техники солярку сливал. Говорю ему: «Ты бы подошел, попросил — я бы тебе отлил», — рассказывает Олег.
НАДЕЖДЫ. Доход фермера исчисляется сотнями тысяч гривен (рентабельность по ржи 48%), но большая часть этих денег идет на строительство, покупку новой техники и ее ремонт. «Иногда сажусь подсчитывать прибыль — а ее нет. Все, что заработал, надо вкладывать в посевные работы. Теоретически, если нашелся бы человек, который вложил бы в фермера, скажем, $500 тысяч, то уже через год он бы половину этих денег отбил бы. Но это в теории. Страна у нас непредсказуемая, неизвестно, по каким ценам буду покупать зерно или картошку, — рассказывает Олег. — В этом году я заключил «форвардный контракт». Весной давали деньги в залог будущего урожая. Конечно, хорошо, что появились гривни на топливо и запчасти. Но пришло время сдавать рожь, а мне говорят: «У вас низкий сорт из-за «розово-окрашенного зерна». И вместо того, чтобы платить 1500 грн. за тонну, мне предлагают 1447 грн. Поехал на частную мельницу, там говорят: «Нам это «розовое» — до лампочки», заплатили нормальные деньги. А волокиты сколько было с «форвардом»! За страховку — 5 тыс. грн., за анализ — 2 тыс. грн. Рассчитываются только когда ты привезешь весь урожай. Если возишь частями — плати за аренду склада. Проще в банке было весной кредит взять. Иногда думаю, зачем так мучаться со своим хозяйством! Может, пойти на работу, где в пять — встал, и домой. Но мне нравится то, что я делаю. Я был и бригадиром трактористов, и торговал, и вот наконец нашел дело по душе».
СТРАХИ. Олег сейчас переживает за будущее своего бизнеса. «Понимаете, земля принадлежит не мне — я арендую гектары у селян. И нет никаких гарантий, что у меня их не заберут. Появятся те, кто сможет платить арендную плату больше — и поля отдадут им. Что тогда… Распродам всю технику и начну по курортам ездить», — говорит фермер.
Может быть, ситуацию исправит купля-продажа земли? И тогда он просто сможет выкупить ту землю, которую он обрабатывает?
Олег на сей счет скептичен. «Могут прийти покупатели с большими деньгами и купить у селян ту землю, которую они мне сейчас сдают в аренду. Тоже будет проблема. А денег, чтобы самому купить землю, у меня нет. И брать для ее покупки кредит по нынешним ставкам (18%) — невыгодно. Купленная земля себя не окупит», — говорит Олег.
КАКАЯ У ФЕРМЕРА ПРИБЫЛЬ?
Насколько прибыльно быть фермером? Для ответа на этот вопрос посчитаем, какую прибыль может принести гектар земли, засеянной рожью (в этой части Черниговщины пшеницу выращивают мало из-за особенностей почвы и климата).
С одного гектара Олег собирает около 2 тонн ржи, которые продает за 2900 грн. Всего обрабатывает 100 гектаров.
Теперь посчитаем затраты на 1 га.
ПАХОТА. Топливо — 150 грн. Зарплата тракториста — 10 грн.
КУЛЬТИВАЦИЯ. Топливо — 70 грн. Зарплата тракториста — 10 грн.
ПОСЕВ. Топливо — 50 грн. Зарплата тракториста — 6 грн.
УДОБРЕНИЕ И ПОДКОРМКА. Химикаты — 580 грн. Топливо — 80 грн. Зарплата тракториста — 8 грн.
ПОКОС И УБОРКА. Топливо — 220 грн. Зарплата комбайнера и его помощника — 50 грн.
АРЕНДА ЗЕМЛИ — 120 грн.
ДОСТАВКА ЗЕРНА ПОКУПАТЕЛЮ — 140 грн.
ИТОГО РАСХОДЫ — 1494 грн./га. Всего — 149 400 грн.
ДОХОД — 290 000 грн.
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ — 1406 грн./га. Всего — 140 600 грн.
Но парадокс ситуации в том, что из полученной прибыли надо оставить деньги до нового урожая: на пахоту, сев и т.д. При том, что мы не учли еще несколько серьезных статей расхода. За взятый в кредит комбайн Олег в этом году должен отдать 290 тыс. грн. (его общая стоимость 960 тыс. грн). Много денег отнимает покупка запчастей, например: два колеса для трактора обошлись в 12 800 грн., плуги — 1500 грн., 4 колеса грузовика — 13 600 грн. Прибавьте к этому траты на строительство зернохранилища. По подсчетам Олега, чистой прибыли после выплаты по кредитам и трат на технику со всего урожая ржи будет примерно 500 грн. с гектара, всего — 50 тысяч гривен.
Как говорит фермер: «Все что я зарабатываю, — осенью и весной закапываю в землю». Чтобы посеять и убрать новый урожай — надо брать новый кредит. В то же время больше чистой прибыли приносят картофель и гречка. Расходы на их выращивание примерно такие же, как и на рожь, но их можно продать оптовикам дороже. Тонна картофеля — около 3000 грн., гречки — 6000 грн. В прошлом году Олег продал картофеля на 450 тыс. грн, гречки на 120 тыс. грн.