Выборы президента в Иране стали настоящим шоком для режима аятолл, говорят израильские эксперты.
Хотя избрание Хасана Ровхани, скорее всего, и не повлечет за собой кардинального изменения иранской внешней политики, оно является демонстрацией масштаба недовольства и требования реформ внутри Ирана.
Обозреватель 10-го канала израильского телевидения Надав Эйяль говорит: "Ровхани не заключит мира с Израилем и не остановит иранскую ядерную программу, но он способен на примирение с Западом и масштаб его победы шокировал аятоллу Хаменеи.
Эйяль подчеркивает, что новый президент – человек исламской революции, и один из учеников имама Хомейни. Ровхани – "часть режима", и не реформист. В то же время, он был "кандидатом реформистов", говорит израильский аналитик. Для аятоллы Хаменеи Ровхани был наименее желательным кандидатом – и, тем не менее, он победил с большим отрывом.
Ровхани учился на Западе – в университете Глазго. У него есть академическая степень в области юриспруденции, и он хорошо говорит на английском и французском. Западное образование и знание иностранных языков сильно контрастируют с популистским багажом уходящего президента Махмуда Ахмадинеджада.
Обозреватель 2-го канала Эху Яари говорит, что он не знает ни одного человека, который предсказывал бы победу Ровхани и то, что он наберет более 50% голосов. Ровхани, во время его скоротечной предвыборной кампании заявил: "Я вышел на политическую арену с тем, чтобы обуздать экстремистов".
Ровхани также обещал экономические реформы, изменения в ядерной политике. Именно Ровхани был ответственным за временное замораживание ядерной программы в 2003.
Ровхани пообещал иранцам "принести безопасность и спокойствие во все аспекты жизни".