Война на востоке Украины внесла свои коррективы в плане отношения граждан к участию страны в военно-политических альянсах. Еще недавно страшным словом "НАТО" пугали детей. Сегодня членство в Альянсе рассматривают, как один из способов защититься от военной агрессии России.
Насколько просто будет выполнить условия для получения членства в НАТО? Как скоро можно получить этот статус? Что он даст в контексте войны на Донбассе? Какой может быть реакция Кремля на сближение Украины с НАТО? С этими вопросами "Обозреватель" обратился к генерал-майору в отставке, президенту Атлантического совета Вадиму Гречанинову.
- Генеральный секретарь НАТО заявил о том, что двери Альянса по-прежнему открыты для Украины. Вопрос состоит лишь в том, чтобы Украина соответствовала всем критериям членства. О каких именно критериях идет речь? Насколько сложно их достичь?
-Это официальная позиция НАТО. Если она прозвучала, значит, она должна быть согласована со всеми членами. Но мы по своему статусу внеблоковое государство, поэтому мы не можем войти в блок, в союз. Значит, официально нужно отказаться от этого статуса.
И, наконец, если мы стремимся к большей демократии, то тогда слово народа должно быть решающим. Для этого подавляющее большинство населения должно сказать "да" на соответствующем референдуме или опросе.
Но дело в том, что мы ведем гибридную войну и гибридную политику. Сейчас, когда возник небольшой промежуток времени, чтобы не дать России масштабно пойти на нас войной, это нужно делать, и делать, не откладывая. Потому что Россия не спит, а мы спим.
Я думаю, нужно делать ставку на образованную интеллигенцию в Украине, на студентов, на выпускников вузов. Потому что, к сожалению, у нас сегодня много коррумпированных чиновников.
Я общался со многими людьми на севере Украины. Люди настроены неоднозначно – в плане того, идти или не идти в Россию. Тут должна быть проведена огромная информационная работа. Тем более, что пока нет экономических успехов – все обещано, но пока жить очень сложно.
-С одной стороны, вы говорите о том, что вопрос членства в НАТО нужно решать срочно. С другой стороны, говорите о необходимости проведения референдума. Но в случае проведения референдума решение затягивается на месяцы. Известно, что были случаи, когда государство становилось членом НАТО, и лишь затем проводило референдум. Не следует ли и Украине пойти по такому пути?
-Я боюсь, что так и получится, потому что будет слишком большое сопротивление со стороны пророссийски настроенных граждан Украины, и людей, которые просто боятся НАТО. Тут могут быть подачки, запугивания – все может быть.
-Думаю, сегодня большинство граждан Украины, независимо от того, "промосковские" они или "прокиевские", хотят одного – прекращения войны. Можно ли в ходе информационной кампании, о которой вы говорите, заявлять о том, что факт вступления Украины в НАТО будет способствовать окончанию войны?
-Это вопрос. В последнее время НАТО демонстрировало недостаточную способность вести войну с Россией. А Соединенные Штаты – далеко. Причем, США вызывают крайнюю неприязнь у многих в Украине, а Россия вообще считает США главным врагом. Родственники-украинцы, которые живут в России, говорят: "Вы идете к США". Я отвечаю: а к кому же мы можем идти, когда друг, брат ведет такую политику?
Думаю, здесь надо стратегически мыслить: выгодно ли России иметь такие отношения с Украиной на будущее? Задача России – все-таки, быть в Европе. Потому что Азия, Китай ее скушает. И в России это понимают.
-Какой может быть реакция России на решения, которые будут приниматься официальным Киевом в отношении членства в НАТО? Какую роль может сыграть сама декларации о намерении получить членство в Альянсе?
-Конечно, реакция будет отрицательной. Но вопрос в том, чтобы эта реакция не привела к тому, что Россия пойдет на нас войной. Путин может пойти на это, потому что раньше он заявлял, что и до Киева дойдет, и так далее.
-То есть сама декларация может спровоцировать полномасштабное вторжение России в Украину?