В пятницу Верховная Рада Украины приняла закон, которым обязала производителей маркировать продукцию без ГМО. Что по этому поводу собираются предпринять производители пищевых продуктов?
Олег Гаряжа, директор департамента производства кондитерской компании «АВК»:
Общей рыночной тенденцией в Украине является увеличение информативности упаковки – потребитель становится более искушенным, более разборчивым.
Каждая компания самостоятельно принимает решение, сырье какого качества она будет использовать для производства своей продукции. Компания «АВК» требует от поставщиков к каждой партии сырья сопровождающие документы. Все просто: если производитель не использует ГМО-содержащее сырье в производстве, то нет ГМО и в готовом продукте. Это подтверждают регулярные исследования, проводимые органами госнадзора России, куда мы экспортируем значительную часть своей продукции, а также украинских лабораторий, сертифицированных Госпотребстандартом.
В решении вопроса о контроле содержания ГМО может существенно помочь внедрение принципов НАССР о «прослеживаемости» продукта: если производитель исходного сырья, например зерна, имеет сертификат об отсутствии ГМО в своем продукте, то мукомолу и пекарю уже нет смысла проводить испытания на содержание ГМО в своем продукте.
К слову, в настоящий момент качественный шоколад не может содержать ГМО, так как работы по генной модификации какао-бобов еще не вышли за рамки лабораторий и опытных посадок. Если же в шоколаде будет обнаружено ГМО, значит, это фальсифицированная продукция, содержащая не свойственные продукту добавки.
Хочу отметить, что не стоит опасаться соевого лецитина, который входит в состав многих продуктов как эмульгатор и «разжижитель». Природа ГМО и технология производства соевого лецитина настолько чужды друг другу, что в Европе неоднократно поднимался вопрос о признании растительного лецитина продуктом изначально свободным от ГМО, несмотря на его соевое происхождение.
Анастасия Соботюк, глава отдела по связям с инвесторами и отдела коммуникаций ОАО «Мироновский хлебопродукт»:
Наша компания готова маркировать продукцию. Хотя нужно отметить, что в самом постановлении нет четкого перечня обязательной для маркирования продукции. В тоже время, мы реализуем и нефасованную продукции, ее маркировать невозможно. Вся она также проверяется, и к партии товара предоставляются сертификаты и прочие сопроводительные документы (согласно постановлению Кабмина). Их и нужно требовать от продавцов.
У нас собственная лаборатория, которая сертифицирована на уровне с государственными, имеет аппаратуру для проверки на наличие и содержание ГМО. Все, что мы производим, проверяется на всех этапах. МХП не использует генетически модифицированных организмов ни в кормах, ни в готовой продукции. Наши специалисты исследуют сырье от поставщиков: например, зерно. Если анализы находят отклонения в ДНК, мы отказываемся от такого сырья. Поэтому у нас проблем с ГМО нет. Более того, в кормах для бройлеров не используется соя. Источником протеина является подсолнечник.
Относительно самого закона, то он лишь конкретизирует постановление Кабинета Министров, обязывая промышленных производителей сообщать о наличии либо отсутствии ГМО. Закон должен контролировать рынок. Рискует тот, кто нечестен с потребителем.
Пресс-служба компании «Сандора»:
Мы готовы маркировать нашу продукцию – без ГМО, но, к сожалению, у нас нет законодательно развитой базы для того, чтобы это делать правильно и законно.
На сегодняшний день проблема в том, что нет процедуры нанесения подобной маркировки, нет единого знака для такой маркировки, не создан реестр ГМО продуктов. Все это должно быть разработано и прописано государственными органами (Госстандартом, либо Минздравом, либо самим Кабмином).
Если мы хотим наносить надпись «без ГМО» мы должны каждую партию выпущенной продукции за свои собственные средства подтверждать протокольными исследованиями в независимой лаборатории, которая может проводить подобные исследования. Это затратно и по времени, и по финансам, ведь в день наши производства могут выпускать порядка 30 партий продукции.
Все, что мы можем сделать - это в обязательном порядке требовать от поставщиков сырья подтверждений о том, что при выращивании, например, томатов, они не использовали ГМО семян.
Европа уже отказывается от применения соевого лецитина. Перед тем, как писать статью уважающий себя журналист, думаю, должен изучить то, о чем собирается писать...
Дополню нет ни единой шоколадки без лецитина. А в советские времена на рынке продавался шоколад на развес, киллограммами. И вкус его был намного вкуснее современных лецитинов.
Кто сказал, что соевый лецитин без ГМО? Если соя в первую очередь модифицированна. И объясните зачем пихать этот лецитин во все шоколадки и пр. кондитерские издения. Зачем како разделять на масло и порошок и затем их смешивать при производстве шоколада. Всё это звенья одной цепи!!!