Малорадостная картина с ростом преступности в Украине вырисовывается из официальных отчетов. На самом деле, беря во внимание коррумпированность органов внутренних дел, можно смело утверждать, что дела с ростом преступности обстоят еще хуже. В 2010 году количество зарегистрированных преступлений по сравнению с 2009 годом увеличилось на 15,2% или на 66 тысяч. Об этом свидетельствует отчет Генеральной прокуратуры о результатах деятельности за прошлый год.
Как следует из документа, в отчетный период "криминогенная ситуация в стране оставалась напряженной". Количество зарегистрированных преступлений возросло на 15,2% (с 435 тысяч в 2009 году до 501 тысячи в 2010-м). Такой значительный рост нельзя объяснить лишь изменением подходов к регистрации правонарушений, поскольку увеличились показатели не только мелких, но и тяжких преступлений (на 14,8%, до 167 тысяч).
В прокуратуре недовольны качеством расследования дел, связанных с борьбой с организованной преступностью. В документе подчеркивается, что из 10 тысяч изученных дел "отменено почти 300 незаконных постановлений и внесено более 500 письменных указаний... 620 должностных лиц (следственных органов) привлечены к дисциплинарной ответственности".
Еще одна существенная претензия к следственным органам касается необоснованно частого проведения "оперативно-технических мероприятий, которые временно ограничивают конституционные права граждан". В организационно-правовом управлении ГПУ объяснили, что под это определение подпадают прослушивание, негласное проникновение в жилье и негласное снятие информации. "Обыски и внешнее наблюдение сюда не включены", - отметил источник в Генпрокуратуре.
В 2010 году следствие активизировало использование вышеупомянутых методов. "Удельный вес материалов этих мероприятий как доказательств уголовном судопроизводстве составил 12% у спецподразделений МВД и 15% в СБУ", - говорится в отчете. Год назад эти показатели составляли 10% и 13% соответственно. При этом объемы ведущихся оперативно-технических мероприятий, еще более значительны - по данным ГПУ, "лишь в каждом десятом случае они используются в качестве доказательства в уголовном судопроизводстве".
Глава СБУ Валерий Хорошковский заявил, что не видит проблем в столь активном использовании прослушивания. "Я считаю, что это (15%) небольшая цифра. Мы обязаны проверять любую информацию, и иногда это приходится делать с помощью контрразведывательных мер (допускающих упрощенную процедуру разрешения негласного снятия информации). И конечно, иногда наши данные не подтверждаются", - объяснил он.
В ГПУ придерживаются другого мнения о необходимости активного и часто безрезультатного использования технических мер, нарушающих права граждан. Обосновывая нецелесообразность их массового применения, в прокуратуре ссылаются на неравномерность их использования. "В некоторых регионах такие оперативно-технические мероприятия применяются в единичных случаях", - говорится в отчете.
Несколько разделов документа посвящены борьбе с коррупцией и взяточничеством. Среди прочего, отмечается, что в 2010 году один народный депутат "привлекался к административной ответственности (оштрафован) за коррупционные действия". Однако в пресс-службе ГПУ не смогли уточнить фамилию депутата.